Двигательная активность и здоровье человека - Учебное пособие по биологии для учеников 8 класса

Двигательная активность и здоровье человека

В настоящее время человек переложил значительную часть физических работ на автоматы и широко использует различные технические приспособления для облегчения физического труда.

Недостаток движения – гиподинамия  (от лат. hypo – под, dinamus – сила, буквально – снижение силы) отрицательно сказывается на здоровье человека.

Гиподинамия у детей и подростков приводит к их быстрой утомляемости, нарушению развития опорно‑двигательного аппарата, развитию ожирения, к сердечно‑сосудистым нарушениям.

Скелетные мышцы влияют на работу внутренних органов. Например, мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения, дыхания. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмы. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки, развивается сутулость, нарушается координация движений.

Для нормального развития нашего организма, поддержания здоровья каждый человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом. При активном образе жизни процесс старения задерживается на 10–20 лет.

Как же правильно распределить физические нагрузки? С раннего детства нужно приучить себя начинать день с утренней зарядки. Её цель – помочь организму скорее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение, дыхание, поднять работоспособность. Обычно зарядка содержит 5–10 упражнений для различных групп мышц. Начинается комплекс упражнений с разминки мышц, связок, суставов. Далее следуют упражнения для тренировки мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног.

Заканчивать зарядку следует бегом на месте, ходьбой. Они успокаивают дыхание, нормализуют кровообращение. Через каждые две недели следует комплексы упражнений менять.

В школе на уроках физической культурой ученик может частично компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная задача уроков – научить правильным движениям при выполнении прыжков, катании на коньках, лыжах, игре в футбол, баскетбол и др.

Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Важно правильно выбирать вид спорта. Он зависит от состояния здоровья, возраста, способностей и анатомо‑физиологических предпосылок.

Наиболее массовыми видами спорта являются плавание, спортивные игры, катание на лыжах, коньках. Они доступны многим людям, при занятиях ими работают почти все мышцы тела.

Начинать систематические занятия можно с детства: с 7–8 лет – плаванием, с 8–10 лет – спортивными играми, с 10–11 лет – лёгкой атлетикой.

О физической активности нужно не забывать и во время отдыха. Он должен быть активным. Желательно проводить его на свежем воздухе: в подвижных играх, катании на коньках, лыжах. Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд.

Физическая активность позволяет человеку не только поддерживать своё здоровье, но и повышать работоспособность, справляться со всеми нагрузками, которые преподносит жизнь.

Проверьте свои знания

1. Каково значение опорно‑двигательного аппарата?

2. Каков состав опорно‑двигательного аппарата?

3. Как влияет двигательная активность на работу внутренних органов?

4. Почему необходимо делать утреннюю зарядку?

5. Что такое гиподинамия? Каковы её последствия для организма?

6. Назовите причины возникновения проблемы гиподинамии. Какие пути её решения предлагает современное общество?

7. Правильно ли выражение «Движение – это жизнь»?

Для нормального развития и поддержания здоровья каждый человек должен вести активный образ жизни: заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.