Познавательные процессы и интеллект - Учебное пособие по биологии для учеников 8 класса

Познавательные процессы и интеллект

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.  К познавательным процессам  относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения. Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия. Ощущение даёт представление об отдельных качествах предмета или явления. Например, исследуя предмет, мы отмечаем, что он жёлтого цвета, его поверхность гладкая, но с мягкими выступами, на вид пористая, с характерным запахом. Всё это ощущения. Из ощущений складывается целостный образ: «Это – лимон». «Лимон» – это восприятие. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия,  всё прочее называют фоном.

Наблюдение  – это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.

Ощущение и восприятие фиксируются памятью в виде представлений. Теперь, встретив в тексте слово «лимон» или читая о том, как свежий лимон разрезают острым ножом, мы живо представляем себе его ярко‑жёлтый цвет, чувствуем его удивительный запах и кислый вкус во рту. Представления могут дополняться новыми ощущениями.

Восприятие предмета

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю – книги, инженеру – изобретать новые машины.

ИНТЕЛЛЕКТ.  Спросите у кого‑нибудь, что такое ум. Все знают, а объяснить толком не могут. У человека может быть «несколько умов»: гениальный математик не всегда компетентен в бытовых вопросах, талантливый художник может быть абсолютно неспособен решить математическую задачу. Ещё труднее ум измерить. Учёные, говоря об уме, пользуются понятием интеллект.

Английский философ XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект является врождённым и наследственным свойством и представляет собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

1) способностью познавать,  исследовать окружающий мир;

2) всеобщностью,  присутствием во всех видах умственной деятельности;

3) наследуемостью  (преимущественно). Интеллект достаётся (или не достаётся) нам от предков; окружающая среда и личный опыт тоже влияют на степень интеллекта, но в меньшей степени.

Э. Торндайк предложил разделить интеллект на три категории:

1) технические способности  – умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.;

2) общественные способности  – умение контактировать с людьми;

3) умение пользоваться символами:  цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Некоторые психологи выделяют также как отдельную категорию интеллекта творческие способности.  Способности – это такие внутренние психические особенности личности, которые позволяют человеку наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Способности нельзя сводить к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Однако развиваться способности могут только в результате упорного труда, при активном участии самого человека. Способный человек скорее достигнет мастерства в своём деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись. Обычно способности человека совпадают с его интересами и склонностями. Однако иногда случается так, что у подростка, например, есть хорошие музыкальные способности, но желания посвятить себя музыке у него нет. Поэтому, выбирая профессию, надо понять, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и есть ли у вас способности для достижения успеха в этой деятельности.

Если у человека способности проявляются в раннем возрасте, тогда говорят об одарённости.  Одарённость тоже обеспечивает не заведомо запрограммированный успех в какой‑либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одарённость может быть специальной, т. е. одарённостью к одному виду деятельности, и общей – одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие выдающиеся художники писали музыку, сочиняли стихи и т. д.

Интеллект и способности человека не зависят от размеров его мозга. Например, у эскимосов Гренландии средний объём мозга 1560 см3, у швейцарцев – 1770 см3, у голландцев – 1380 см3, а у индейцев Америки – 1280 см3, но никаких принципиальных различий в интеллекте, умственных способностях между представителями этих народов нет. Мало того, у одного совершенно нормального в отношении интеллекта англичанина объём мозга составлял всего 1096 см3.

Сейчас разработано огромное количество тестов для количественной оценки интеллекта. Чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ приблизительно равен 100. У четверти населения Земли этот коэффициент ниже 90, у другой четверти – выше 110. Людей, имеющих IQ ниже 70, причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15 %, т. е. немало. А вот 2 % людей имеют IQ 130–140, и их способности признаются блестящими.

Естественно, что оценивать интеллект следует у человека в тот момент, когда он хорошо отдохнул и не испытывает каких‑то отрицательных эмоций. Ведь повышенные умственные нагрузки и даже небольшие, но длительные напряжения мозга приводят к развитию утомления, т. е. к временному снижению трудоспособности. При решении каких‑то умственных задач, даже если это всего‑навсего выполнение школьных уроков, человеку надо удобно сидеть, рабочее место должно быть хорошо освещено. При работе, требующей большой точности, яркость освещения должна быть большой, но свет не должен слепить глаза. Повышенный шум заставляет напрягать внимание и приводит к быстрому утомлению. Даже не очень значительный шум величиной 40 дБ может действовать раздражающе, а шум свыше 90 дБ приводит к быстрому утомлению нервной системы, а ведь это всего‑навсего шум дорожного движения на городской магистрали.

Часто люди пытаются повысить свою умственную работоспособность, употребляя алкоголь, никотин, кофе, крепкий чай. Эти вещества действительно способны оказывать кратковременный тонизирующий эффект, особенно чай и кофе. Однако за усиленную работу мозга приходится платить бессонницей, ощущением разбитости, головной болью. Что же касается алкоголя и никотина, то они приводят к появлению быстрой зависимости. Нет смысла становиться алкоголиком ради нескольких минут якобы повышенной работоспособности, тем более что на фоне действия алкоголя мозг не может работать без многочисленных ошибок.

Проверьте свои знания

1. Какие психические процессы относят к познавательным?

2. С чего начинается познавательная деятельность?

3. Что такое ощущение?

4. Что такое восприятие? Что является объектом восприятия, а что – фоном?

5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?

6. Какие черты характеризуют интеллект?

7. Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?

8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

9. Сравните понятия «способности» и «одарённость».

Любая познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, они фиксируются памятью в виде представлений. Представления того, чего никогда не было, называют представлениями воображения.

Интеллект характеризуют тремя основными чертами: способностью познавать окружающий мир, всеобщностью и наследуемостью (преимущественно).