Развитие человека. Возрастные процессы - Учебное пособие по биологии для учеников 8 класса

Развитие человека. Возрастные процессы

Как любой живой организм, человек рождается, растёт, размножается, стареет и умирает. Возраст человека исчисляется с момента его рождения. В среднем продолжительность жизни человека в развитых странах у мужчин 73 года, у женщин – 77 лет.

РОЖДЕНИЕ.  Перед родами у женщины начинаются родовые схватки – непроизвольные сокращения матки, им помогает периодическое сокращение мышц брюшного пресса. После рождения ребёнка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребёнок становится самостоятельным.

У появившегося на свет ребёнка расправляются лёгкие, с первым криком он начинает дышать самостоятельно.

НОВОРОЖДЁННЫЙ И ГРУДНОЙ РЕБЁНОК.  Этот небольшой, но ответственный период в жизни человека длится недолго. До месяца ребёнок считается новорождённым, до года – грудным.

Новорождённый ребёнок слаб и беспомощен. Благодаря врождённым рефлексам он сосёт грудь матери. Уже через месяц масса его тела значительно увеличивается, движения усложняются. Ребёнок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. В грудном возрасте малыш растёт особенно быстро. Примерно с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров.

Роды

В этот период ребёнок должен получать полноценное питание. Лучше всего дети усваивают белки, жиры и углеводы женского молока, поэтому так важно именно грудное вскармливание. Кроме того, материнское молоко содержит антитела и таким образом защищает ребёнка от многих болезней.

ДЕТСТВО.  В период от 1 года до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем пространстве, активно познаёт мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

Половое созревание у девочек начинается в 11–12 лет, у мальчиков чуть позже – в 12–13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки: у девочек расширяется таз, округляются бёдра, увеличиваются молочные железы; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.  В 12–16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 15–16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы – поллюции – первый признак полового созревания юношей.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ.  Этот возраст (16–21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все системы органов практически достигают своей зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте  (22–60 лет) изменяется мало, а в пожилом  (61–74 года) и старческом  (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов. Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения.

• Далеко не сразу эмбрион становится похожим на маленького человечка. Ведь во время внутриутробного развития человек, как и все другие млекопитающие, проходит путь развития своего биологического вида: сначала он похож на ланцетника, потом напоминает маленькую рыбку, затем у него появляются черты амфибий и рептилий. Все эти превращения происходят довольно быстро, и к началу 6‑й недели с момента оплодотворения эмбрион уже выглядит как маленький человечек, хотя его длина лишь немного превышает 1 см. Позвоночник эмбриона в этот период ещё хрящевой, но на ручках и ножках уже есть пальцы, начинает биться сердце.

• Когда человек рождается, то объём его мозга совсем невелик. Большая часть человеческого мозга формируется после рождения. Новорождённый ребёнок хорошо слышит звуки, однако только через год он обучается точно определять источники этих звуков.

• Когда ребёнок рождается, у него практически отсутствуют двигательные навыки, поэтому ему надо учиться сначала держать голову, затем ползать, ходить и т. д.

У большинства детей основные этапы развития двигательных навыков таковы:

9 месяцев – ползает;

1 год – начинает ходить;

1,5 года – хорошо умеет ходить;

2,0 года – уверенно бегает;

3,0 года – умеет бить ногой по мячу;

4,0 года – умеет прыгать на одной ноге;

5,0 лет – может пройти по нарисованной на земле линии;

6,0 лет – хорошо умеет прыгать в длину и высоту.

• Когда организм развивается и ребёнок взрослеет, пропорции его тела меняются. Голова по сравнению с длиной тела уменьшается, тогда как ноги и руки становятся относительно длиннее.

Половое созревание

Половые железы закладываются у человека в эмбриональном периоде, но дети рождаются с незрелыми семенниками и яичниками. У разных людей половое созревание начинается в разное время. Это зависит от национальности, от условий жизни ребёнка, а также от многих других факторов. В наши дни половое созревание у подростков начинается в 11–15 лет, чаще – в 13 лет; у девочек в среднем на год‑два раньше, чем у мальчиков. Получается, что сейчас люди становятся половозрелыми гораздо раньше, чем, например, в начале XIX в. Тогда половое созревание начиналось только в 15–16 лет, а заканчивалось примерно к 18–20 годам. Правда, и в наше время начало этого процесса может значительно задержаться, например из‑за скудного рациона питания или длительного инфекционного заболевания. В период полового созревания и мальчики, и девочки очень быстро растут и прибавляют в весе. Так, в этот период рост за год может увеличиться сантиметров на 20! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови. Всё это требует больших затрат энергии. Кроме того, бурно развивающемуся организму нужен кальций для растущих костей, железо для гемоглобина крови и многое другое. Иногда кости рук и ног удлиняются так быстро, что мышцы не успевают вырасти параллельно с ними, растягиваются, и это может вызвать болезненные, но не опасные судороги.

Проверьте свои знания

1. Что такое родовые схватки?

2. Вспомните, как регулируется дыхание у человека. Зная это, объясните пусковой механизм первого вдоха у новорождённого ребёнка.

3. Что характерно для новорождённого ребёнка?

4. Чем материнское молоко лучше искусственной молочной смеси?

5. Какой период жизни человека называют грудным?

6. Когда начинается половое созревание у девочек; у мальчиков?

7. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?

8. Чем характеризуется в жизни человека период зрелости; пожилой возраст; период старости?

9. Известны случаи, когда дети с младенчества были изолированы от человеческого общества и росли среди животных. Попадая к людям, эти дети «маугли» в возрасте 5 лет и более так и не научились хорошо говорить и читать. Объясните почему.

10. Почему ещё не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?

В развитии человека выделяют новорождённый и грудной этапы, детство, подростковый и юношеский периоды, зрелый, пожилой и старческий возраст.