Сознание и мышление. Речь - Учебное пособие по биологии для учеников 8 класса

Сознание и мышление. Речь

Чем же отличается высшая нервная деятельность человека от высшей нервной деятельности животных? У людей, в отличие от животных, есть сознание  – высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой. Сознание человека позволяет отделять собственное «я» от других людей и окружающих предметов («не я»).

Мышление  – способность человека определить для себя и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.  И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система.

Первая сигнальная система воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой правильного реагирования на происходящее вокруг. Например, для лисы запах мелкого грызуна свидетельствует о близком присутствии пищи, и при наличии пищевой потребности (которая у лисы всегда имеется) лиса примется раскапывать мышиную норку или предпринимать какие‑то другие действия для того, чтобы поймать мышь, съесть её и тем самым удовлетворить голод.

У людей, кроме первой сигнальной системы, появилась вторая сигнальная система,  что было связано с появлением и развитием речи. Особенность ВНД человека – способность воспринимать произнесённое или написанное слово, причём сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно смысловым значением, которое несёт это слово. Одни слова обозначают предметы, другие – их качества, третьи – обстоятельства, четвёртые – действия. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Вторая сигнальная система позволяет с помощью слов, математических символов, нотных знаков, образов, художественных произведений передавать разнообразную информацию от человека к человеку, из поколения в поколение. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определённые грамматические правила, которые связывают отдельные слова во фразы.

Мы можем точно описать самые свои тонкие ощущения, представления, сформулировать любые понятия, умозаключения и донести всю эту информацию до других людей. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и др. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика строения скелета черепа не даёт ей возможность произносить слова и фразы.

Таким образом, можно выделить три уровня ВНД человека:

1) уровень безусловных рефлексов и инстинктов,  которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга;

2) уровень условных рефлексов,  вырабатываемых в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или иного подкрепления; такие рефлексы замыкаются на уровне коры больших полушарий;

3) уровень словесной сигнализации,  анатомическим субстратом которой являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также её высшие сенсорные и двигательные отделы.

Первые два уровня ВНД характерны как для человека, так и для животных. Третий уровень в развитом виде существует только у человека; у животных можно наблюдать лишь отдельные его элементы, даже у человекообразных обезьян.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА.  Мышление – это продукт деятельности всего мозга, но исследования показали, что левое и правое полушария по‑разному участвуют в процессах мышления. Иными словами, существует асимметрия в работе, т. е. в функциях, правого и левого полушарий мозга. Эту асимметрию назвали функциональной.

Левое полушарие отвечает за речь, абстрактно‑логическое мышление, а в правом полушарии на основе информации, получаемой через органы чувств, формируются конкретные образы. Левое полушарие лучше воспринимает последовательно получаемую информацию, например запоминание читаемого текста связано именно с левым полушарием, а вот распознавание изображения предмета или фотографии человека, происходящее за сотые доли секунды, связано с работой правого полушария.

Иными словами, правое полушарие связано с работой первой сигнальной системы, а левое – с работой второй сигнальной системы. Люди с преобладанием функций левого полушария имеют хорошие логические способности, у них развита речь, из них получаются хорошие аналитики с абстрактным мышлением. «Правополушарные» люди тонко чувствуют происходящее, хорошо запоминают зрительные образы, воспринимают предмет или явление целостно. Склонны к созерцанию, медлительны, молчаливы.

Конечно, есть люди с явным преобладанием функций левого или правого полушария, но у большинства людей обе половины мозга прекрасно взаимодействуют, работая в тесной координации, и не доставляют своему «хозяину» лишних хлопот.

Проверьте свои знания

1. Какова роль слова в жизни человека? В каком возрастном периоде у человека формируется речь?

2. Что такое вторая сигнальная система? В чём её отличие от первой сигнальной системы?

3. Каково значение мышления в жизни человека?

4. Как распределяются функции между полушариями головного мозга?

5. Проанализируйте рисунок выше. Какие способности чаще встречаются у левшей, а какие – у правшей?

6. Что вы знаете об исследованиях, посвящённых изучению второй сигнальной системы у животных, и об их результатах?

7. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Мышление – это обобщённое и опосредованное познание действительности. Мышление – одна из главных функций человеческого мозга.

В высшей нервной деятельности человека выделяют три уровня: уровень безусловных рефлексов и инстинктов, уровень условных рефлексов и уровень словесной сигнализации. Наличие второй сигнальной системы у человека связано с появлением и развитием речи.