Эмоции и темперамент - Учебное пособие по биологии для учеников 8 класса

Эмоции и темперамент

ЭМОЦИИ.  Эмоции  – это кратковременные переживания, отражающие субъективное отношение человека к самому себе, к существующим или возможным ситуациям в окружающем мире. Эмоции отражают возможность удовлетворения потребностей.

Что же такое потребность? Потребность  – это нужда в чём‑либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества; внутренний побудитель активности. Потребности можно разделить на биологические,  вызванные нехваткой пищи, воды, сна, и социальные.  Социальные потребности заставляют человека стремиться занять более высокое место в обществе, быть признанным лидером, следовать требованиям и нормам общепринятого поведения. И наконец, у человека есть идеальные  потребности. Эти потребности заставляют людей стремиться заниматься наукой, искусством, постоянно познавать новое, жадно поглощая информацию.

Так вот, если вероятность добиться снижения какой‑либо желаемой потребности мала, возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая‑либо желаемая потребность успешно достигается, возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое организмом состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, отрицательная – об удалении этого момента.

Вот, например, представьте себе такую ситуацию, когда вы, сильно проголодавшись, собираетесь в гости к друзьям, где вас накормят всякими вкусными вещами до отвала. Какие же эмоции будут возникать у вас в этот момент? Ясно, что положительные. Или же вы ждёте начала экзамена, к которому по какой‑то причине не успели подготовиться и вероятность его успешной сдачи близка к нулю, то вас будут одолевать отрицательные эмоции – тревога, страх.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга, о чём уже упоминалось выше. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении – разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция  и мимика  придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника. Мимика так важна для определения состояния организма человека, что люди зачастую приписывают животным склонности и особенности своего характера. Например, нам кажется, что совы мудры, а лисы хитры.

ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Работая сначала с собаками, И. П. Павлов обратил внимание на то, что их высшая нервная деятельность различается по нескольким параметрам нервных процессов: силе, уравновешенности и подвижности.

Животные с «сильными» процессами отличаются значительным уровнем как возбуждения, так и торможения. Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению. Уравновешенность нервных процессов характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность нервных процессов характеризует способность нервной системы менять своё состояние, т. е. переходить от возбуждения к торможению или наоборот.

Различные варианты сочетаний этих свойств нервной системы позволяют выделить довольно много типов высшей нервной деятельности (темпераментов). Однако Павлов, проводя классификацию, старался держаться в рамках четырёх классических темпераментов, выделенных ещё Гиппократом почти 2500 лет назад.

Меланхолик  (слабый тип). Тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.

Холерик  (сильный неуравновешенный тип). Тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Его отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для холерика характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

Флегматик  (сильный уравновешенный инертный тип). Тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Для флегматика характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.

Сангвиник  (сильный уравновешенный подвижный тип). Тип спокойный, устойчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.

Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Нет плохих или хороших темпераментов. Человек с любым типом нервной деятельности, имеющий сильную волю, может подавить отрицательные и, наоборот, развить положительные стороны своего темперамента.

Не следует думать, что слабый тип – значит плохой. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают им сочувствие. Они осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову.

Проявления темперамента в «чистом виде» встречаются редко. У ярко выраженного флегматика возможны бурные вспышки гнева, – совсем как у холерика. Последний может в ряде случаев под влиянием жизненных потрясений впадать в состояние торможения или демонстрировать быстроту мышления, свойственную сангвинику.

ХАРАКТЕР И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.  Существует ли связь между темпераментом и характером? Характер человека – это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, общения с людьми и активной деятельности. Черты характера проявляются в поведении человека, в определённом отношении к себе, к другим людям и к порученному делу. Зная характер человека, можно отчасти предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации. Если темперамент – это врождённое свойство человека, то характер формируется в течение жизни путём усиления одних и ослабления других врождённых свойств. Люди разных темпераментов одни черты характера приобретают легче, другие – труднее. Например, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику, а быть хорошим организатором и руководить коллективом гораздо проще сангвинику, чем меланхолику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врождёнными свойствами, темпераментом. Добрым, тактичным, выдержанным может быть человек с любым темпераментом.

Люди разного темперамента по‑разному ведут себя в одной и той же ситуации

Характер во многом определяет те отношения, которые складываются у человека с другими людьми, т. е. межличностные отношения.  По отношению к другим людям и окружающей среде всё человечество можно разделить на две категории: интроверты и экстраверты. Интроверты – более замкнутые и погружённые в себя люди, экстраверты открыты, коммуникабельны и ориентированы на общение.

При общении с другими людьми у человека формируется также отношение к самому себе, так называемая самооценка.  Очень важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его реальными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого положения в коллективе, от успехов или неудач в общении, учёбе, работе у человека могут развиваться такие черты характера, как самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность, скромность или самовлюблённость.

Человек способен сознательно регулировать своё поведение и деятельность, преодолевать трудности на пути к достижению цели. Эту способность человека называют волей.  Положительные качества воли, такие как мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание, и проявления силы воли обеспечивают успешность деятельности. Волевой человек никогда не действует автоматически. Он всегда обдумывает предложение и принимает решение согласно собственным намерениям и потребностям. При недостаточно развитой воле люди либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему.

Проверьте свои знания

1. Что такое эмоции? Как они связаны с потребностями?

2. Что такое темперамент?

3. Кто создал первую классификацию темпераментов?

4. Какой классификацией пользуются учёные в настоящее время?

5. Составьте таблицу, в которой типы темперамента соотнесены с особенностями нервной системы человека.

6. Как вы думаете, людей с каким типом нервной системы И. П. Павлов назвал «тружениками жизни»?

7. Что влияет на формирование нервной системы человека?

8. Попробуйте определить свой тип темперамента. Чем вы при этом руководствовались?

9. Меняется ли темперамент в течение жизни? Способен ли человек корректировать его проявления?

10. Что такое характер? Чем он отличается от темперамента?

11. Какую способность человек называют волей? Можно ли её развивать в себе?

12. Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?

Темперамент человека определяется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, происходящих в его организме. Внешне темперамент выражается как эмоциональность человека, его подвижность и общая активность. Современную классификацию темпераментов создал И. П. Павлов. Характер человека складывается в процессе воспитания, общения с людьми и активной деятельности.